МБОУ СОШ №80 г. Новосибирск

Первокласснику

 

ПЕРВОКЛАССНИК

Период адаптации к школе
Режим дня первоклассника

Завтрак первоклассника

Снова в школу: как собрать и подготовить ребенка к учебному году?

Как подготовить ребенка к школе

 


Период адаптации к школе

Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе и т.д. 

Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Именно это помогает маленькому ученику преодолевать превратности школьной жизни, выполнять новые обязанности. Это особенно важно на первых этапах школьного обучения, когда учебный материал объективно однообразен и не слишком интересен. Усиленная подготовка к школе, посещение дошкольных лицеев, гимназий и т.д. зачастую приводит к тому, что поступление в школу утрачивает для ребенка элемент новизны, мешает ему пережить значимость этого события. 

Многочисленные "можно", "нельзя", "надо", "положено", "неправильно" лавиной обрушиваются на первоклассника. Эти правила связаны как с организацией самой школьной жизни, так и с включением ребенка в новую для него учебную деятельность. 

Нормы и правила порой идут вразрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться. Большинство учащихся первых классов достаточно успешно справляются с этой задачей. Тем не менее начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода капризничают, раздражаются, плачут. 

Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних - один месяц, у других - одну четверть, у третьих - растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью. 

Серьезное отношение родителей к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе. 

Психофизическая зрелость

Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требуют от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления), более высокой способности к управлению своим поведением. Однако, возможности первоклассников в этом плане пока не велики. Это во многом связано с особенностями психофизиологического развития детей 6-7 лет. 

По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой (что и обеспечивает возможность перехода к систематическому обучению). Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12-14 годам, а по некоторым данным - лишь к 21 году), вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры оказывается недостаточным. 

Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям особенностях эмоциональной сферы и организации деятельности. Первоклассники легко отвлекаются, неспособны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны. 

Моторные навыки, мелкие движения рук еще очень несовершенны, что вызывает естественные трудности при овладении письмом, работе с бумагой и ножницами и пр. Внимание учащихся 1-х классов имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво. 

У первоклассников (как и у дошкольников) хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Произвольная память, опирающаяся на применение специальных приемов и средств запоминания, в том числе приемов логической и смысловой обработки материала, для первоклассников пока еще не характерна в силу слабости развития самих мыслительных операций. Мышление первоклассников преимущественно наглядно-образное. Это значит, что для сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал. Действия "в уме" даются первоклассникам пока еще с трудом. 

Поведение первоклассников (в силу указанных выше возрастных ограничений в развитии произвольности, регуляции действий) также нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью. Став школьником и приступив к овладению премудростями учебной деятельности, ребенок лишь постепенно учится управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями и намерениями. 

Первоклассники, уже перешагнувшие семилетний рубеж, являются более зрелыми в плане психофизического, психического и социального развития, чем шестилетние школьники. Поэтому семилетние дети, при прочих равных условиях, как правило, легче включаются в учебную деятельность и быстрее осваивают требования массовой школы. 

Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии. 

Режим дня первоклассника - на что обратить внимание 

 

Неповторимое время в жизни каждого ребёнка – первый класс школы. Очень важно, чтобы в данный период у детей сформировалось самое позитивное отношение к школьной жизни. А это во многом зависит от выбранного режима дня. Ведь если ребёнок не перегружается, высыпается, правильно питается, бывает на воздухе, полон сил и пребывает в хорошем настроении, то и учёба даётся легче. Поэтому в этом вопросе стоит прислушаться к советам психологов и опытных педагогов:

1) Один из основных моментов, который приходится решать родителям – посещение группы продлённого дня. Учителя начальных классов часто советуют, что если у кого-то из членов семьи есть возможность лично заниматься ребёнком, то продлёнки лучше избежать. Такая ситуация более благоприятна для детей, потому что позволяет организовать режим дня в индивидуальном порядке.

2) В современной жизни родители не всегда выбирают школу рядом с домом. Поэтому ребёнка доставляют на занятия и обратно либо на общественном транспорте, что способствует лишней утомляемости, либо подвозят на машине. Но и в том, и в другом случае исключается неторопливая прогулка до школы. А ведь не секрет, что редкий ребёнок делает по утрам дома зарядку, как советуют врачи и педагоги. Поэтому прогулка до школы является необходимой разминкой, которая помогает ребёнку прийти в бодрое состояние, а иногда и просто лучше проснуться. А родителям стоит подумать о том, что для первоклассников лучше выбирать не школу, а учителя, ведь в течение четырёх лет они будут в основном взаимодействовать с конкретным человеком, от которого зависит уровень полученных знаний.

3) После занятий у ребёнка должен быть полноценный обед. Но если ваше чадо не торопится сразу домой к столу, а желает набегаться и напрыгаться вместе с одноклассниками на школьном дворе, то предоставьте ему такую возможность. Детям особенно первое время школьной жизни трудно вытерпеть несколько часов уроков без активного движения. И естественная реакция на конец учебного дня – наверстать упущенное и усиленно размяться. У многих эта потребность сохраняется по 11 класс включительно. Просто взрослые дети не всегда гоняют по двору, а решают этот вопрос с помощью спортивных секций.

4) После обеда ребёнку лучше всего немного поспать или хотя бы полежать, понежиться в кроватке. Часто дети, набегавшись и наигравшись на свежем воздухе после уроков, или зимой, накатавшись на горке, сами буквально валятся с ног, лишь переступив порог дома. Дневной сон хорошо восстанавливает силы, делит день ребёнка на две части, каждая из которых начинается в бодром состоянии.

5) После сна можно приступить к домашним заданиям. Время на выполнение уроков лучше не растягивать, чтобы у начинающего школьника сформировалось ощущение, что это дело лёгкое и быстрое. Поэтому, пока ребёнок спит, взрослому рекомендуется заранее просмотреть задание на дом, чтобы позже, занимаясь с ребёнком, не тратить время на вхождение в курс дела.

6) Вечернее время можно использовать для посещения кружков. Некоторые родители, стараясь уменьшить нагрузку на ребёнка, даже если он раньше и посещал кружок, первые школьные месяцы перестают его туда водить. Это ошибочная позиция. Во-первых, ни в коем случае не следует подчёркивать, что учиться в школе трудно, если хотите, чтобы ваш ребёнок осваивал программу с лёгкостью. Во- вторых, ребёнку даже полезно переключить своё внимание на другой вид деятельности. Да и посещение кружка, если это любимое хобби, а не хождение из-под палки, воспринимается у детей не как лишняя нагрузка, а как игра.

Вышеперечисленные советы носят не обязательный, а рекомендательный характер. Какой бы не был выбран режим, главным показателем его правильности и эффективности будут хорошее состояние здоровья и позитивное настроение ребёнка в учебное время.

  

Завтрак первоклассника

В сентябре у мам, чьи дети собираются в школу, возникает вопрос, чем же накормить с утра свое чадо. Так, чтоб не переел, так, чтобы уже на первом уроке не «заурчал», и так, чтобы с непривычки есть рано утром, не отказывался, презрительно отворачивая нос. Завтрак первоклассника имеет свои хитрости.

Во-первых, каждое утро завтрак должен быть интересным и не повторяющим предыдущий. Всяческие украшения, рисунки и композиции из еды отнимут у вас 5 минут, но помогут ребенку проснуться и настроиться положительно.

Во-вторых, за 15 минут до еды нужно выпивать стакан воды. Многие рекомендуют потом не запивать пищу, но сладкий чай ребенку поможет взбодриться.

В-третьих, всевозможные хлопья и кукурузные шарики лучше исключить или изредка радовать этим малыша (по субботам, если поменьше уроков).

Что касается повседневного рациона, он должен включать каши (овсяная, рисовая, гречневая), бутерброды с сыром, слабосоленой рыбкой или паштетом собственного приготовления.

Также не забывайте про воздушный омлет (не яичница), про отварные яйца (лучше всмятку) и свежие салаты из овощей, которые рекомендуется заправлять маслом.

Помимо хлопьев ребенка можно побаловать раз в неделю творожной запеканкой с сухофруктами и фруктовым ассорти.

Завтрак первоклассника, конечно, важен. Но не стоит забывать и про питание в школе. Из дома в качестве перекуса полезно давать с собой орехи, бутерброды или фрукты (бананы, яблоки).

По материалам газеты «Школьный психолог»

 

Снова в школу: как собрать и подготовить ребенка к учебному году?

Каким должен быть портфель школьника?

Самая дорогая и важная покупка — это ранец. Он должен быть не только красивым, что очень важно для ребёнка, но и удобным. От этого зависит здоровье школьника.

Правильный ранец по величине примерно соответствует длине спины ребёнка от низа шеи до низа поясницы. Спинка должна быть ортопедическая, повторяющая изгиб позвоночника. Ширина ранца не должна превышать ширину плеч, лямки нужны широкие, регулируемые по длине. Дополнительным плюсом будут светоотражающие полосы. Специалисты рекомендуют вес от 500 до 700 г, однако большинство портфелей весит гораздо больше, поэтому будьте внимательны. По санитарным нормам, общий вес портфеля с учебниками не должен превышать 3 кг.

Как помочь ребенку начать учиться после каникул?

Стоит дать ребенку время на то, чтобы он втянулся в учебу. Первую неделю можно сделать учебно-игровой, обсудить с детьми их впечатления от каникул. Главная задача и учителей и родителей — чтобы ребенок не заметил резкого перехода от праздников к будням.

Как мотивировать ребенка к занятиям?

Мотивация — способ делать то, что не хочется. Для каждого человека существуют свои наиболее удачные способы мотивации, и то, что приемлемо для одного, может быть совершено не приемлемо для другого. Человека бывает очень трудно заставить что-либо делать, но можно его мотивировать это сделать. Попробуйте не заставлять своего ребенка хорошо учиться, а вместе с ним определить, что значит «хорошо учиться». Только ли «5» является показателем «хорошей учебы»?

Как подготовить первоклассника к школе?

Прежде всего, первоклассника не стоит пугать большой ответственностью. Лучше превратить 1 сентября в долгожданный праздник. «Купите самые красивые наклейки и устройте на холодильнике календарь будущего первоклашки. Прикрепите яркую картинку и обязательно привяжите к этому дню важное событие: «купили пенал», «вырос на 1 см» или «сама накрыла на стол». А в последний день августа устройте званый обед с подарками», — говорит детский нейропсихолог, член Профессиональной психотерапевтической лиги Лариса Деменко.

Как позаботиться о здоровье школьника?

В школе ученики много времени проводят сидя за партой. Предупредить развитие у ребенка заболеваний зрения, опорно-двигательной системы, желудочных патологий поможет утренняя зарядка.

Кроме того, немаловажным вопросом является питание школьника. Если у ребёнка не всё в порядке с желудком, кишечником, желательно давать ему с собой диетическую домашнюю пищу.

Что нужно знать о школьных взносах?

На родительском собрании речь неизменно заходит о школьных взносах на ремонт класса, подарки учителям к праздникам, экскурсии и т.д. Порой требовать денег начинают при записи в первый класс.

В статье 41 Закона об образовании говорится о том, что школа может оказывать дополнительные платные услуги (которые закреплены в Уставе школы) или принимать добровольные пожертвования и целевые взносы от граждан. При этом нужно понимать, что даже при отсутствии взносов, ребенку обязаны предоставить все образовательные услуги в должном порядке.

Источник: http://aif.mirtesen.ru/blog/43565386651/Snova-v-shkolu:-kak-sobrat-i-podgotovit-rebenka-k-uchebnomu-godu?utm_campaign=transit&utm_source=main&utm_medium=page_0&domain=mirtesen.ru&pad=1  

 

Как подготовить ребенка к школе

В жизни каждой семьи незабываемое событие, как для родителей, так и для детей – это «первый раз в первый класс». Помимо радости каких-то перемен и выхода на новую ступень жизненной лестницы это все приносит очень много переживаний и стрессов. И часто мамочки ломают себе голову, как же правильно поступить, как объяснить ребенку, что его ждет впереди, как подготовить его к этому важному событию.

В первую очередь нужно отдавать ребенка в школу тогда, когда положено, и когда идут все его ровесники, без всяких «он еще маленький», «жалко отнимать у ребенка детство», «пусть еще годик погуляет». Ни в коем случае нельзя этого делать, это главная ошибка родителей. Дети должны учиться с ровесниками, с детьми одинаковыми по развитию, а за этот «годик погуляет» ваш ребенок будет развиваться и ему уже в следующем году с детками будет не интересно, а это приведет к нарушению поведения на уроках и отставанию в учебе. Естественно, это никому не нужно: ни вам, ни ребенку. 

Контролируйте самооценку вашего малыша. Она должна быть умеренной, ни в коем случае не завышенной, иначе учителя будут страдать от неадекватной реакции на замечания, а для ребенка это будет так: «школа мне не нравится», «учителя плохие и злые» и т.д. Если у вашего ребенка заниженная самооценка, постарайтесь это исправить, в противном случае в школе он будет чувствовать себя неуверенно, будет сомневаться в себе, в своих знаниях и правильных ответах. А это все приводит к серьезным психосоматическим заболеваниям.

Конечно, перед школой вам придется неплохо потрудиться и обратить внимание на основные моменты, которые очень важны для первоклассника.

Обязательно развивайте кругозор ребенка, читайте ему книги, рассказывайте полезную информацию, говорите с ним о жизни.

Научите малыша читать. Хотя бы по слогам, но он должен уметь, поскольку большинство деток, идущих в школу читают, и чтобы ваш не чувствовал себя неловко, помогите ему.

Научитесь считать. Пускай это будет счет до 10 и обратно, но это необходимо, иначе на уроках математики ему просто нечего будет делать.

Научите ребенка анализировать ситуацию. Это ему поможет в быту и в общении с одноклассниками.

Обязательно объясните ему «что такое хорошо, а что такое плохо». Ведь дети в таком возрасте немного не понимают, что они делают и часто это приносит кому-то вред.

Вооружившись всеми этими правилами, вы смело можете идти в школу. Не забывайте о том, что ребенком нужно заниматься не только до школы, но и во время его обучения, вникать во все его мелочные проблемы.

http://natural-treatment.ru/page/kak-podgotovit-rebenka-k-shkole

Дата последнего обновления страницы 27.08.2019
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»